Секреты японских мастеров или Как изготовлялись клинки

Работа по изготовлению клинка была связана со сложными культовыми обычаями. Перед тем, как приступить к работе, мастер должен был вести праведный образ жизни, воздерживаться во всем; он совершал обряд ритуального очищения своих души и тела, поскольку принцип духовной и физической чистоты с давних пор утвердился как важный закон жизни; после этого он предавался размышлениям перед домашним алтарем, чтобы сконцентрировать свой ум и душевные силы. После ритуального купания мастер надевал белые одежды, прятал волосы под шапочку в форме кораблика, чтобы ни один волос не упал с головы. Чистота соблюдалась во всем: свое рабочее место он окружал шторами из рисовой соломки и полосок бумаги, которые защищали и от пыли, и от осквернения; молоток, наковальня и другие инструменты постоянно очищались от загрязнения.

Работа начиналась с получения стали из железистого песка, которая соединялась с мягким сварочным железом в огне древесного угля, получаемого из сосны, проковывалась и охлаждалась. Затем раскованный в полосу сплав мастер сгибал вдвое, опять проковывал в горячем состоянии, снова складывал и снова проковывал – и так много раз подряд. В конечном итоге число тончайших слоев доходила до нескольких десятков тысяч. После этого полосы металла зарывались в землю на 8 – 10 лет, чтобы в процессе коррозии прежде всего разъелись и выпали в виде ржавчины частички металла, содержащие вредные примеси. Затем несколько таких полос сваривались и многократно проковывались – в итоге получалась слоеная стальная полоса с очень высоким содержанием углерода, что придавало клинку эластичность и, одновременно, твердость.

Уже в наше время выяснилось, что руда, из которой японские мастера изготавливали сталь для ковки своих клинков, содержала окись молибдена (легирующий элемент в черной металлургии), благодаря чему они обладали столь высокими боевыми качествами.

После того, как клинок был откован, он подвергался закалке. Сначала мастер полностью покрывал клинок смесью, состоящей из глины, речного песка и угольной пыли, а затем тонкой бамбуковой палочкой снимал часть этого покрытия с лезвия. Образующаяся при этом граница между чистым лезвием и покрытой частью клинка могла иметь очень сложную конфигурацию. Держа клинок лезвием вниз, мастер при помощи мехов доводил огонь до определенной температуры, которую он определял по цвету накала; причем в основном такая работа проводилась ночью, чтобы можно было лучше увидеть цвет накала. В книге, дающей наставления по ковке и закалке клинков, со свойственной японцам любовью к природе, отмечалось, что “для закалки клинок нагревают, пока он не примет окраску луны, когда она снарядится в путешествие по небу в майский или июньский вечер”. Способность определять температуру закалки лезвия достигалась личным опытом мастера. После того, как клинок раскалился, его опускали в воду, температура которой также определялась личным опытом мастера, и по тому же описанию должна была быть “как в феврале или августе”. Важность при закалке клинков имела не только температура воды, но и ее чистота и качество, поэтому большинство кузниц строилось на берегах быстрых рек. После этой операции по краю глиняной оболочки появлялась неровная линия закалки, которую можно было наблюдать на лезвии, и которая имела очень важное значение при оценке качества клинка.

В конце работы мастер испытывал свое изделие основательно и критически, вырезал специальным резцом на хвостовике клинка свое имя и место жительства, имя заказчика или храма, для которого этот клинок был откован; правда, встречаются, и довольно часто, клинки без подписей.

После того как клинок был откован, за него принимался шлифовальщик, полировавший его до зеркального блеска с помощью, как минимум, девяти шлифовальных камней различной зернистости, от грубой, до самой мелкой. Полировка клинка продолжалась 15 дней, после чего работа мастера считалась законченной.

Клинки, изготовленные японскими мастерами, считались лучшими за всю историю клинкового производства за их упругость, прочность и остроту. Стоимость их была очень высока, поэтому владельцы тщательно оберегали их и передавали клинки из поколения в поколение как величайшую ценность.

Из-за тропического влажного климата металлические вещи подвергались коррозии, поэтому не смонтированные клинки обычно хранились в специальных ножнах-футлярах ширасая из светлого дерева, в свою очередь вложенные в шелковые чехлы.

Ширина лезвия обычно была около 3-х см, толщина менялась от полусантиметра со стороны обуха до толщины волоса и тоньше со стороны лезвия. Лезвие могло быть разной длины, главными его характеристиками были его острота и ровный край, что делало меч исключительно эффективным. На мече обычно делалась канавка для облегчения клинка. Цуба (украшенная орнаментом гарда) круглой либо другой формы прикрывала рукоять.

Клинок, эфес и ножны в художественном отношении должны были составлять единое целое. Ножны изготовлялись из дерева магнолии, покрывались галюша (кожей акулы или ската) либо черным и цветным лаком, а также украшались бронзовыми накладками или наносимыми лаком гербовыми знаками владнльца, обматывались шелковой тесьмой. По законам японского гостеприимства по время приемов обнажать клинок было недружелюбным, зато восхищаться ножнами было признаком хорошего тона. В устье ножен часто располагались в небольших специальных гнездах маленький нож когатана и игловидный, состоящий из двух частей инструмент когай, служивший в качестве заколки для высокой прически самураев. Рукоятки этих дополнительных предметов являлись как бы частью украшений ножен и декорировались одинаково с ними.

Рукоять меча и кинжала так же, как и ножны, изготовлялась из магнолиевого дерева и крепились к хвостовику клинка с помощью бамбуковых гвоздиков, торцами выходящих наружу. Рукоять украшалась декоративными металлическими рельефными заклепками – менука, а также бронзовыми завершениями фути и кашира, украшенными в соответствии с другими частями. Рукоять покрывалась галюша либо тканью н обматывалась шелковой тесьмой.

Круглая либо иной формы гарда, отделяющая клинок от рукояти, называлась цуба. Первоначально она была простой формы и делалась из грубого железа; постепенно появились бронзовые цуб'ы самой разнообразной формы, искусно отделанные орнаментом и ставшие необходимой частью художественного убранства придворного меча.

Hosted by uCoz